Кто из преподавателей Вам особенно запомнился?
Во-первых, Валентин Васильевич Воеводин. Он привил мне любовь к алгебре: для него она была живым предметом, поэтому это было всегда очень образно, он читал строго, но неформально. Впоследствии знание алгебры сослужило мне хорошую службу в профессиональной деятельности. Во-вторых, я выделил бы Шавката Арифджановича Алимова, который читал нам функциональный анализ. Он был совсем молодым, ему тогда не было и 30 . Яркий, остроумный человек с прекрасной реакцией и чувством юмора. Повезло с курсом уравнений математической физики. Его читал Дмитрий Павлович Костомаров, а семинары вел Александр Михайлович Попов. Четкость, конструктивизм лекций Костомарова в сочетании с заразительной пытливостью, энергетикой и юмором Попова оставили неизгладимые воспоминания, а, главное, многому научили. Не могу не назвать своего первого преподавателя по программированию В.К. Власова, научного руководителя С.С. Гайсаряна, у которого я писал диплом, Л.Н. Королева - моего научного руководителя в аспирантуре. Мне с ними было интересно и увлекательно, а им со мной не просто - ведь я поступил в МГУ, имея за плечами службу в армии и два года работы на ЭВМ в ГВЦ Госплана СССР.
Особенно хотелось бы отметить общение с таким незаурядным человеком, как Андрей Николаевич Тихонов. Когда НИВЦ был отделен и факультет остался без вычислительных машин, Тихонов поставил перед кафедрой Л.Н. Королева задачу создания учебного научно-вычислительного комплекса (УНВК). Решение оперативных вопросов Лев Николаевич поручил мне, только что защитившемуся ассистенту, и мне пришлось много общаться с А.Н. Тихоновым. Это был очень талантливый организатор, с огромным чувством здравого смысла. Он умел предвидеть, где можно ожидать проблему, и что самое сложное: как то или иное решение скажется со временем.
Хочу рассказать одну историю, которая в свое время меня необычайно удивила. Работая над проектом УНВК, я еженедельно приходил к Андрею Николаевичу с отчетами, и он меня выслушивал, давал указания. Однажды, когда я пришел к нему, он был явно чем-то озабочен. Я рассказывал, но было видно, что он меня не слушает. Я продолжал говорить. Вдруг Андрей Николаевич закрывает мою папку и говорит: «Руслан, все это я делал для вас, я показывал, на что нужно обращать внимание, какие моменты контролировать. Теперь вы прекрасно делаете все сами, так что идите и работайте». По существу он показал мне те болевые точки, которые необходимо было отслеживать. Если говорить в терминах сегодняшних управленческих моделей, это KPI (Key Performance Indicator) - измерители, которые позволяют количественно оценить деятельность той или иной организации. У этого человека уже в то время была своя модель, которая позволяла количественно выражать показатели производственного процесса, и он просто обучил меня ею пользоваться.
Как вы считаете, в чем заключался «дух» факультета ВМК?
Андрей Николаевич Тихонов, создавая факультет, собрал группу людей, очень близких по своему отношению к делу. Он очень ценил насколько для человека важно ощущение творческой эйфории. Всякая работа состоит на 98-99% из рутинной, и лишь на 1-2% творческой деятельности, результатом которой является сильнейшее эмоциональное чувство - чувство открытия. Это происходит неожиданно: ты работаешь-работаешь, бьешься-бьешься и раз, вдруг все сошлось, ты все понял.
Тихонов рассказывал, что он сам неоднократно переживал это чувство, и на первых порах часто меня спрашивал: «Руслан, а вы это переживали, вам знакомо это чувство?» Ведь если человек его испытал, для него это никогда не проходит бесследно.
В период становления факультета у Тихонова было очень много заместителей, их число доходило до 20 человек. Многие этому удивлялись. Зачем это было нужно, я понял позднее, когда изучал структуру управления в университетах Великобритании, в которой один из принципов организации управления - вовлечь в процесс как можно больше людей, чтобы все они были сопричастны. Это и происходило у нас на факультете. И вот еще один немаловажный аспект: вся система того времени была нацелена на то, чтобы рост человека как профессионала сопровождался обязательным его участием в различных научных или общественных проектах, что неизбежно способствовало его становлению и как организатора. Яркий пример - институт начальников курсов у нас на факультете. Особенно такой опыт важен для ИТ-специалиста - ведь это такая область, где «один в поле не воин», это всегда коллективная работа, проект с большим или меньшим числом людей, техники, денег, ресурсов. Лично мне пришлось пройти через большое количество разнообразных проектов, что и определило мое становление как специалиста.
Что, с вашей точки зрения, является сегодня сильной стороной факультета?
В первую очередь, конечно, это хорошая математическая подготовка. Ее основы, сформулированные А.Н. Тихоновым и прекрасно воплощенные В.А. Ильиным, С.В. Яблонским, В.В. Воеводиным и многими другими, образуют некий универсальный базис. Жизнь показала: выпускники факультета ВМК никогда не испытывают проблем в профессиональной переориентации.
Вы один из сотрудников факультета, которому удалось успешно совместить науку с бизнесом. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Причина была простая: не было другого пути. К концу 80-х годов история лаборатории вычислительных комплексов, которую я возглавлял, насчитывала уже пять-шесть лет: был сформирован коллектив, были проекты, а с началом перестройки возникла реальная угроза все это потерять. Люди уезжали на Запад, а я хотел быть здесь. И тогда у нас возник проект с компанией Sun Microsystems по созданию совместной лаборатории «Системы Sun в образовании и научных исследованиях». Большую помощь и поддержку в ее организации оказали В.А. Садовничий, Д.П. Костомаров, В.М. Пасконов. В решении вопроса о финансировании этой лаборатории у нас было два пути: полностью «лечь» на американцев, но тогда уникальное оборудование и программное обеспечение было бы закрыто для студентов, либо самим научиться зарабатывать деньги. Мы выбрали второе, а американцы нас научили, как это делать. Так возникла компания REDLAB, которая позволила нашему коллективу выжить. А сановская лаборатория все «голодные» 90-е годы создавала и развивала сеть на факультете, обеспечивала доступ в Интернет, внедряла на факультете интегрированную информационную систему. Сегодня эти две лаборатории -серьезные научные «боевые единицы» в области информационной безопасности, встроенных систем реального времени, технологии Web-сервисов, e-Learning, которые ведут научные проекты с такими промышленными организациями как ОКБ Сухого, НТЦ «Модуль», НИИ «Аргон», ЦНИИ «Электроприбор», Daimler-Chrysler, Sun Microsystems, Cisco Systems, CA с оборотом около 12 млн рублей в год, где работают 24 штатных сотрудника, 52 студента и 8 аспирантов.
Группа компаний РЕДЛАБ: год создания 1992, входит в ТОР100 Российского ИТ-бизнеса, основные направления деятельности: консалтинг, информационные системы управления предприятием, системы подготовки персонала, обучение (трейнинг).