«Я по-прежнему отражаю жизнь факультета на своих снимках».
Как получилось, что вы поступили именно на ВМК?
Все дороги вели меня в университет: я жил на «Нагорной», ходил в математическую школу на «Академической». Я был лучшим учеником, выигрывал олимпиады - и на мехмате, и на физфаке. Математика мне очень нравилась, но я не чувствовал тяги к теоретической науке - больше привлекала прикладная сфера. А ВМК был новым факультетом, и всё, что связано с компьютерами, казалось перспективным. Поэтому альтернативы для меня не существовало - только ВМК.
Почему выбор пал на кафедру АСВК?
Выбор был связал с моим увлечением фотографией. Однажды я попал в физическую лабораторию ФИАНа, где мне показали маленькую черно-белую картинку. Оказалось, что это результаты испытаний на ускорителе, фотография столкновения частиц в пузырьковой камере. Миллионы рублей были потрачены на то, чтобы получить этот нерезкий снимок! Физики совершили прорыв - придумали сначала оцифровать это изображение, а затем улучшить его математическими методами. И я понял, что с «цифрой» на компьютере можно делать всё что угодно, и в выборе кафедры я уже больше не сомневался. Моим научным руководителем стал Николай Петрович Брусенцов, который тогда занимался мини-компьютерами.
Этот человек сильно на Вас повлиял?
Да. Николай Петрович - это человек эпохи Возрождения, гений, живущий рядом с нами. Он не только математик и инженер, а еще и философ. В 1959 году Брусенцовым был создал первый в мире компьютер на основе троичной системы исчисления. Эта система включает в себя значения «да», «нет», «не определено», что позволяет ей быть более устойчивой, требующей меньшего количества ресурсов, но при этом более эффективной. К тому же она позволяла решать задачи, принципиально неразрешимые на двоичных машинах. Однако в развитие двоичной системы были вложены миллиардные инвестиции, и троичная система сейчас не востребована, хотя и является более прогрессивной.
Другая сфера его деятельности - мини компьютеры. На них была разработана система, фактически предложенная, как персональный инструмент исследователя. Сделана она была блестяще: грамотно, практично, с минимальной затратой ресурсов. Структурирование позволяло создать полноценную диалоговую систему. Но развитие в области математики и программирования пошло другим путем - путем наращивания мощностей быстродействия, а не оптимизации использования имеющихся ресурсов.
А чем Вы занимались после окончания аспирантуры?
Я распределился в сферу, максимально близкую к той, которой я занимался до этого, - микропроцессоры, меня это очень интересовало.
Используете ли Вы что-то из полученных знаний в новой профессии?
Безусловно. Например, один из принципов построения моей работы, «top to bottom», я заимствовал из структурного мышления, которое я считаю, является универсальным.
Какие у Вас остались воспоминания о факультете, помимо учебы?
Конечно, стройотряды. Они в то время были очень популярны, а я как раз занимался стройотрядами на курсе. Сначала был комиссаром отряда, позже в комитете комсомола вел всё направление. На мой взгляд, экономическая эффективность стройотрядов и выездов на картошку была высокой. На факультете эта деятельность была организована очень грамотно и из «обязаловки» превращалась в настоящее приключение. В стройотряд я ездил с камерой, поэтому у меня сохранилось много снимков того времени. Однажды даже умудрился протащить фотоаппарат на стройплощадку американского посольства, где мы работали…
Cоздаётся впечатление, что факультет и фотография для вас - вещи неразрывно связанные…
Во многом это так. Хотя фотографией я увлекался с детства, причём у меня всегда был исторический подход к этому занятию: я начал снимать, потому что хотел, чтобы всё, что со мной происходит, осталось в памяти. Когда я учился на факультете, я брал фотоаппарат на экзамены, на картошку, на субботники, на лекции. Я снимал своих друзей и преподавателей, наши будни, наши праздники… У меня есть уникальная коллекция кадров, на которых запечатлен первый декан нашего факультета: начиная с первого сентября, когда Андрей Николаевич традиционно демонстрировал знаки числа «пи», разворачивая рулон длиной в кафедру, и до вручения дипломов об окончании университета. Фотография постепенно стала моим образом жизни. Со мной на курсе учились очень интересные люди, которые делали историю современной России. Сегодня я часто вижу наших выпускников в новостных теле сюжетах. Все эти люди есть у меня на фотографиях.