Вы здесь
В МГУ разработали шахматный тренажер с ИИ
Ученые кафедры алгоритмических языков ВМК МГУ разработали новую шахматную программу, которая оценивает сделанный ход и предоставляет пользователю информацию о перспективах игры.
Результаты исследования были представлены на Всероссийской конференции «Ломоносовские чтения-2024».
В ходе работы были рассмотрены классические и нейросетевые шахматные алгоритмы. На основе этих методов была создана программа, обыгрывающая противников с первым разрядом по системе рейтингов ЭЛО (международная рейтинговая система, используемая для оценки уровня мастерства шахматистов). Программа оценивает ходы игрока и предоставляет текстовые объяснения, что полезно для анализа ошибок и улучшения навыков игры.
«В случае выполнения неудачного хода пользователь может в отдельном окне увидеть последовательность ходов - вариант игры, предлагаемый программой для текущей позиции», – отметил магистрант ВМК МГУ Владимир Оганесян.
Программа включает методы, такие как Alpha-Beta процедура, перебор с нулевым окном, Principal Variation Search, хэш-таблицы с Zobrist-ключами и методы сортировки перемещений. Также она оснащена графическим интерфейсом для удобного взаимодействия с пользователем.
Для определения уровня игры разработанной программы были проведены тестовые партии с компьютерными программами разного уровня. В качестве программ-соперников были выбраны компьютерные игроки с известных шахматных сайтов. Тестовые партии проводились вручную без контроля времени. По их результатам удалось оценить уровень игры разработанной программы в 1800–2000 пунктов рейтинга ЭЛО, что соответствует первому шахматному разряду по рейтингу международной шахматной федерации (ФИДЕ). Эта оценка была определена по указанному рейтингу противников, которых удалось обыграть.
При проведении тестовых партий с сайта использовалась шахматная программа Stockfish 14, у которой можно менять уровень игры по рейтингу ЭЛО, а с другого сайта использовались компьютерные игроки Wally (с рейтингом ЭЛО 1800) и Li (с рейтингом ЭЛО 2000).
Точность игры — это оценка, измеряющая точность сделанных игроком ходов по шкале от 0 до 100 в сравнении с ходами сильнейших шахматных программ. По анализу, проведенному на сайте, точность игры разработанной программы достигала 95,2%.
«Наш подход позволяет использовать программу как игрока-помощника при обучении или подготовке к турнирам», – добавила Юлия Корухова, доцент кафедры алгоритмических языков ВМК МГУ.