Сергей Орловский 11 лет назад основал компанию Nival Interactive и с тех пор является одним из ключевых операторов рынка компьютерных игр. В конце прошлого года Nival Online, дочерняя компания Орловского, специализирующаяся на разработке многопользовательских онлайновых игр, пошла на объединение с тремя конкурентами. Теперь вместе четверо российских разработчиков намерены захватить 65% быстрорастущего рынка, который пока контролируется преимущественно крупными иностранными компаниями.
Основатель компании Nival Interactive Сергей Орловский родом из Магадана. Высшее образование получал на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ им. Ломоносова. Разработкой компьютерных программ тогда увлекались многие студенты. Орловский был одним из создателей игр Russian Six Pack и «Морские легенды», выпущенных компанией «Мир-Диалог». После окончания МГУ, в ноябре 1996 года основал компанию Nival Interactive. Первая игра «Аллоды», которую выпустил разработчик, сразу же стала хитом и пользовалась бешеным успехом. Затем последовали не менее популярные «Проклятые земли», «Демиурги», «Блицкриг», Silent Storm и Heroes of Might and Magic V. Многие западные тайтлы были локализованы специалистами компании. В апреле 2005 года Орловский продал контрольный пакет компании американцам из Ener1 Group за сумму около $10 млн. Эта сделка считается первым крупным успехом российских разработчиков игр, она означала признание со стороны мировой индустрии.
Офлайн против онлайна
На вырученные деньги Орловский купил екатеринбургскую студию Targem Games, которая буквально через полгода выпустила продолжение хита – «Блицкриг-2». Кроме того, в 2006 году игровой магнат решил выделить из компании подразделение, занимающееся онлайновыми проектами, и назвал новую компанию Nival Online. Она была образована исключительно с целью продажи и тут же перешла под контроль американских инвесторов. Первоначально в проект было вложено $20 млн. Основу компании составили сотрудники Nival Interactive, ранее входившие в онлайновое подразделение, и специалисты, работавшие над созданием Heroes of Might and Magic V. Американские инвестиции были использованы для расширения штата до 200 человек, первые продукты предполагалось выпустить в 2008 году.
Сергей Орловский занял пост президента Nival Online. Тогда он был полон энтузиазма и делился своими восторгами: «Создавая бренды мирового класса, разработанные в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми партнерами, мы хотим повторить успех «Аллодов». Лучшая команда разработчиков и крупнейший объем инвестиций – вот рецепт создания хитов мирового класса». Компания планировала распространять свои игры по всему миру, запустив серверы в Европе, Северной Америке, России и Азии. По планам Орловского, Nival Online должна была занять лидирующие позиции в одном из самых быстрорастущих секторов рынка интерактивных развлечений – многопользовательских онлайновых игр. Позже было объявлено, что полученные средства пойдут на создание новой многопользовательской онлайновой ролевой игры (MMORPG). Бюджет проекта, по меркам отечественных разработчиков, был заявлен беспрецедентный. Все полученные инвестиции в размере $20 млн предполагалось потратить на одну игру. Причем эта сумма подразумевала только разработку MMORPG и не включала затраты на рекламу. Релиз намечался на 2008 год. Но по прошествии года после громкого старта никаких результатов Nival Online не показала.
Единственный проект компании, увидевший свет – многопользовательская Entis Online. Это была самая первая игра для мобильных устройств и с поддержкой большого числа участников. Проект разрабатывался совместно с компанией «Мегафон». Первые результаты были отличными, но массовой популярности игра так и не приобрела. К концу 2007 года численность сотрудников Nival Online составила 100 человек, вместо 200 по плану. Лишь в октябре прошлого года было озвучено, что компания только сейчас начинает работы по созданию игры «Аллоды Online», взяв за основу свой первый успешный проект, которому уже больше десятка лет. Выпуск запланирован на первый квартал 2009 года. Почему срок перенесли, Орловский не объясняет. Также компания намерена запустить до конца 2010 года несколько игр по лицензии.
В самом конце ноября 2007 года Орловский решил вернуть контроль над Nival Interactive, что стало для рынка большой неожиданностью. Было объявлено, что компания возвращается в Россию, офис в Лос-Анджелесе закрывается. Штаб-квартира перенесена обратно в Москву. Какова сейчас структура собственности компании, основатель раскрывать не желает. «Nival Interactive обладает хорошей репутацией ведущего российского разработчика и целым спектром популярных в России и за рубежом игровых торговых марок, – объясняет Орловский. – Я очень рад, что у нас появилась возможность продолжить самостоятельное развитие как независимая российская компания».
Вчетвером всегда вкусней
За месяц до возвращения детища Орловского в Россию произошло еще одно ключевое событие на рынке онлайновых игр: объединились четыре крупнейших участника. Новый холдинг получил название Astrum Online Entertainment. В него вошли Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita Online. Компании, по их собственным подсчетам, заключив союз, заняли 45% рынка. Аналитики говорят, что четыре несомненных лидера вполне могут рассчитывать на значительно больший кусок пирога. В планах холдинга занять 65% до конца 2008 года. Идею союза предложил самый инициативный участник рынка Сергей Орловский. Остальные игроки об этом давно думали и сразу же поддержали инициативу. Владимир Вайнер, генеральный директор агентства «EnterMedia. Реклама в альтернативной реальности», считает, что объединение хорошо скажется на рынке и будет на руку простым пользователям: «Компании станут заниматься локализацией популярных западных и азиатских проектов. Намного удобнее, когда серверы располагаются в России, а игра нормально переведена на русский. И больше шансов получить подобные контракты, если вести переговоры от имени холдинга».
Еще одна важная причина – необходимость в обмене опытом и информацией о планах друг друга. Компании считают, что это позволит повысить эффективность существующих проектов и создавать более успешные. Степан Зотов, генеральный директор Nikita Online, говорит, что основная цель создания холдинга – получение синергетического эффекта: «У каждой из компаний-участников накоплен колоссальный опыт работы на рынке онлайн-игр. Объединив усилия, мы можем развиваться быстрее, оптимальнее и качественно лучше, а также более спокойно реагировать на любые колебания рынка». Компания Nikita Online в настоящий момент продвигает игры «Сфера: Перерождение», «Дом-3» и браузерную Webracing. В краткосрочных планах выпуск четырех онлайновых игр, в том числе «Сферы-2». Похожие намерения и у других участников холдинга.
Играют все!
Еще совсем недавно на людей, проводящих все свободное время в многопользовательских онлайновых играх, смотрели с сочувствием и некоторым пренебрежением, как на разновидность наркоманов. Все изменилось за пару лет: World of Warcraft «подсадила» на MMORPG даже домохозяек, а совокупное число пользователей только двух самых популярных онлайн-игр (WoW и Guild Wars) превысило 14 млн человек. Это словно бы все население Москвы, позабыв о насущных делах, проводило у экранов персональных компьютеров по нескольку суток подряд. Лиха беда начало: в дальнейшем рынок онлайновых развлечений будет только расти. Если верить прогнозу аналитической компании Strategy Analytics, его объем будет прирастать ежегодно на 25,2% и к 2011 году составит $11,5 млрд. Российский рынок на этом фоне пока бледноват. Эксперты оценивают его объем в 2007 году всего в $80 млн. Но участники образованного осенью холдинга Astrum Online Entertainment – Nival Online, IT Territory, TimeZero и Nikita Online – смотрят в будущее с оптимизмом, и надеются на годовые темпы роста, близкие к 100%.
Бесплатный сыр
В многопользовательских ролевых играх принято различать западную и азиатскую бизнес-модели. Первая используется компанией Blizzard Entertainment, в 2004 году запустившей самую успешную на сегодняшний день MMORPG – World of Warcraft. Чтобы начать играть, пользователь должен купить клиентский диск за $30, затем выплачивать разработчикам около $15 ежемесячно. Абонентская плата идет на поддержку серверов и прочие текущие расходы. Азиаты, как водится, избрали другой путь. Там, где у американцев – стейки средней прожарки, вестерны и World of Warcraft, у корейцев – суши, аниме и MMORPG без абонентской платы. Пользователь единовременно платит за покупку программы и играет в свое удовольствие. Прибыль разработчикам приносит продажа игровых атрибутов: новых героев, уровней, оружия. При грамотно поставленном производстве дополнения выходят пару раз в год. Именно эта схема помогла корейской компании NCSoft с продвижением онлайн-игры Guild Wars. Подход себя оправдал: в настоящее время число игроков в GW – более 4 млн. Это очень хороший результат, особенно если учесть, что игра появилась на рынке на пике популярности ее главного конкурента – World of Warcraft.
Все большую популярность набирает третья модель бизнеса – free-to-play. В этом случае отсутствует как плата за клиентский диск, так и абонентская, но зато есть возможность конвертации игровой валюты в реальные деньги. Пример – нашумевший проект Second Life от Linden Labs, в котором 270 единиц местной валюты (линден-доллар) приравниваются к одному настоящему доллару. Деньги можно вывести из игры через платежную систему PayPal. Или наоборот – вложить десяток-другой тысяч долларов в покупку, например, виртуального особняка. По словам Филиппа Роуздейла (глава компании Linden Labs), ежедневный объем сделок, совершающихся в мире Second Life, превышает $1,3 млн. Владимир Вайнер из агентства EnterMedia полагает, что именно такая бизнес-модель будет пользоваться в России наибольшей популярностью. «На мой взгляд, игры, где владелец зарабатывает на микроплатежах – более перспективный путь». Именно их собираются продвигать участники нового холдинга, в том числе Nival Online.
Конкуренты не торопятся на отдых
Конкуренты у Astrum Online Entertainment более чем достойные. В следующем году выйдет, как минимум, полдесятка интересных проектов от западных и азиатских разработчиков. В их числе – новое дополнение к World of Warcraft, долгожданный сиквел Guild Wars 2, а также проекты Warhammer Online и Marvel Universe. Последний, правда, будет основан на комиксах издательства Marvel, в нашей стране практически неизвестных. Причем конкурировать свежеобразованному холдингу придется не только с иностранными разработчиками.
Другие российские компании не дремлют и тоже стремятся откусить лакомый кусок пирога. Одна из таких – VR Ocean, совместный проект EnterNetica и Oradell Capital, венчурного фонда, созданного группой компаний IBS. Она планирует в конце февраля выпустить многопользовательскую браузерную игру Lava Online. Место действия игры – Африка, постапокалиптическое будущее. Главная «фишка», по заверениям разработчиков – «отсутствие границ между виртуальностью и реальностью». На основе Lava Online можно будет изучать реальные экономические и социальные явления. Зарабатывать в компании планируют на продаже внутриигровой рекламы. Точная сумма инвестиций не раскрывается, но доподлинно известно, что с 1999 года Oradell Capital предоставил различным проектам финансирование на сумму $50 млн. Конкуренции с западными MMORPG здесь не боятся. Наталия Назаретян, генеральный директор VR Ocean, заявляет: «Угрозы со стороны западных и восточных разработчиков отечественным онлайновым играм нет, если они соответствуют международным стандартам качества. Конкуренцию нужно учитывать, но не стоит и переоценивать. Интересный проект, созданный для российского рынка российскими разработчиками, на наш взгляд, привлекательнее для отечественных пользователей».
Еще один перспективный отечественный MMORPG-проект – браузерная игра «Воплощение». За ней стоит компания «Медиамир», входящая в состав группы РБК. Опыта работы в онлайновом бизнесе ей не занимать: именно «Медиамиру» принадлежат популярные порталы loveplanet.ru и photofile.ru. Новый департамент компании будет заниматься разработкой, продюсированием и изданием многопользовательских проектов. В браузерной игре «Воплощение» основной упор сделан на социальные отношения героев – игрок управляет целой династией персонажей, для развития которой необходимо вступать в виртуальные браки и обзаводиться потомством.
Наконец, среди российских MMORPG обязательно стоит упомянуть проект W.E.L.L. Online. Компания-разработчик Sibilant Interactive сообщает: в игру было вложено 1,5 млн евро – цифра, еще недавно для отечественной гейм-индустрии просто фантастическая. Имена инвесторов не раскрываются, а на рынок игра поступит, скорее всего, в начале следующего года.
Планы холдинга Astrum Online Entertainment на захват 65% рынка до конца 2008 года многие считают излишне амбициозными. Этот сегмент пока пока еще считается слишком «диким», он практически не поддается обсчету и исследованиям. Но участники объединения уверены в успехе. Сергей Орловский убежден: «Только 5% проектов в игровом бизнесе приносит 95% прибыли, остальные нельзя назвать успешными». Очевидно, Орловский, выбрав путь партнерства с главными конкурентами, стремится к тому, чтобы в эти 5% попали игры четырех компаний. Возможно, пауза длиной в целый год и позволила Nival Online набраться сил перед рывком, но взять рынок без борьбы, даже объединившись в холдинг, вряд ли удастся.
ЧТО ТАКОЕ NIVAL ONLINE
ГОД ОСНОВАНИЯ: 2006
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ведущий оператор, издатель и разработчик клиентских и мобильных многопользовательских онлайн-игр в России. Компания владеет собственными студиями разработки в Москве и Воронеже, является российским издателем таких игр-флагманов азиатского рынка, как Granado Espada, Perfect World, а также «Пиратия Онлайн»
ВЛАДЕЛЕЦ: Сергей Орловский
ШТАТ: более 100 человек
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: $20 млн
ШТАБ-КВАРТИРА: в 2007 году перенесена в Москву